Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.
психологический диагноз диагностический ошибка
Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).
Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков - симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания.За феноменологическим диагнозом следует этиологический диагноз, учитывающий психологические причины возникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи. В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.
Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.
Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.
В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.
Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.
По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором - опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий - низкий уровень, соответствует - не соответствует требованиям).
По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно-когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку, цели, характер и тактику взаимодействия с ним.
Рациональный диагноз - это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.
По способу логического построения существуют:
Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.
Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.
Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.
Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:
Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.
Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:
Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:
Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:
Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).
Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.
Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:
Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:
Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:
Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:
Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:
Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.
В соответствии с можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:
Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:
Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:
Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.
Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.
Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.
Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.
Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.
Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».
В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности .
Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:
Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.
Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования .
Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.
Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.
Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.
Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза .
Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.
Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Идеи Л. С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л. С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка.
Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.
Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции.
Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей - воспитателей, учителей, родителей, детей, - его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным .
Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению Л. С. Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.
Психологический диагноз
Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.
Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.
Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).
Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»
Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»
С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).
Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.
Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).
Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:
Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.
Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.
Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.
При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.
Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.
Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.
Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:
Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.
Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:
Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию.
Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:
Оценки их актуального состояния,
Прогноза дальнейшего развития,
2. функция обмена информацией
3. Функция сбора статистических данных (позволяет увидеть тенденции появления, развития, сокращения или увеличения количества детей с НР и т.д.). Дает возможность планировать перспективные мероприятия по оказанию помощи
4. функция, связанная с научными исследованиями Виды: - симптоматический (диагностический вывод на основе симптома) - синдромальный - нозологический (мед.диагноз. Включает сведения об этиологии)
Психологические диагнозы: -феноменологический диагноз (суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого)
Типологический диагноз (позволяет определить личность испытуемого к определенному типу.В специальной психологии используется диагноз, строящийся на типологии дизонтогенеза)
Функциональный диагноз (опирается на нозологический диагноз, не ограничиваясь им. Включает в себя социально-психологический контекст.Ориентирован на качественную помощь и строится на основе комплексного междисциплинарного подхода.
Внедрение в работу ПМПК создает предпосылки для заинтересованного обмена информацией и повышения эффективности сотрудничества членов комиссии).
Коробейников выделяет 3 уровня ФД:
1. Клинико-психопатологический уровень
a. Оценка реальных патогенных факторов формирования познавательной и поведенческой сферы личности
b. Дает квалификацию и дифференциацию аффективных расстройств как нарушений первичного или вторичного уровней
c. Определение ведущего и сопутствующего симптоматики в контексте нарушений социально-психологической адаптации личности
2. Клинико-психологический:
a. Дифференциальная диагностика легких форм нарушений психического развития на основе патопсихологических и психометрических критериев
b. Уточнение генезиса нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе анализа эксперт-психологических данных и особенностей социальной ситуации развития ребенка
c. Установление качественных особенностей мыслительной деятельности как в операциональном, так и в мотивационных характеристиках
d. Получение психометрической оценки уровня интеллектуального развития и структуры профиля интеллекта
e. Оценка качества социально-психологической адаптации личности и вероятных механизмов ее нарушений в контексте конкретного случая
3. Психолого-педагогический уровень:
a. Определение формы проявления школьной дезадаптации
b. Причин школьной дезадаптации
c. Характер и степень выраженности затруднений в усвоении учебной программы
d. Определение сферы конфликтного поведения и характера типичных форм аффективного реагирования
e. Оценка эффективности применения коррекционных приемов