Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.
В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.
Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.
Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.
В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.
У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.
Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.
Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.
Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.
Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.
После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.
Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.
У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.
Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.
У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.
С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.
С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.
Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.
В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.
В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».
Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.
Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.
Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.
В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.
Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.
ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.
У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.
Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.
Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.
Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.
Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Минимальная мозговая дисфункция - церебральная патология, которая имеет полиэтиологический характер, то есть возникает по многим причинам – под видом нарушений в функционировании мозга. В основном эти неврологические расстройства обратимы и с возрастом исчезают.
F90 Гиперкинетические расстройства
Возникает это патологическое состояние вследствие разнообразных болезней во время беременности и при родах. Ещё одна причина – плохой уход в младенческом возрасте, разнообразные инфекции.
Также среди факторов, влияющих на появление подобной дисфункции, разнообразные вредные воздействия, влиявшие на плод во время его развития в утробе матери. Среди них инфекции, которыми болела мать, токсикоз, отравление алкоголем на позднем сроке беременности, полученные во время родов повреждения, инфекции, которым подвергся ребёнок в первые 3 года жизни. Подобные нарушения могут привести к поражению коркового отдела мозга или его подкорки. Касательно локализации повреждения, она может самой разнообразной. От места поражения зависит также и то, каким конкретно внешним признаком в дальнейшем проявит себя заболевание.
При заболевании ММД у ребёнка наблюдаются небольшие нарушения в структуре и работе мозге – он развивается немного не так, как это необходимо. Повреждения малыш получает, находясь ещё в утробе матери, так как плод довольно чувствителен к раздражителям, особенно на 1м триместре беременности. В этот период времени на него оказывают влияние любые факторы – экология, инфекции, медикаменты, излучения, стрессы и нервы матери. При сочетании нескольких таких раздражителей ситуация ещё больше ухудшается. К тому же, на первом месяце беременности многие женщины ещё даже не знают о своём положении, а ведь именно тогда происходит формирование нервной системы плода. Результат повреждений может проявиться с рождения или в младенчестве, но также возможно появление признаков уже в 6-7летнем возрасте.
Минимальная мозговая дисфункция может развиваться в 2х направлениях – ребёнок может быть заторможенным или, наоборот, гиперактивным. На первых месяцах жизни, при наличии заболевания, малыш будет плохо засыпать и брать грудь, просыпаться по ночам, беспричинно плакать – в общем, демонстрировать симптомы чрезмерного возбуждения. Если вы заметили у своего ребёнка подобное поведение, нужно показать его врачу.
Наиболее характерным симптомом заболевания является то, что функциональные проблемы преобладают над органическими. Если говорить предметно – ребёнку трудно справляться со школьными заданиями, его поведение сильно меняется, возникают нарушения в построении речи, разнообразные невротические реакции, моторика становится недостаточной.
Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка гиперактивным. К тому же, эта его чрезмерная возбудимость никак не мотивирована, у неё нет цели. Она часто возникает вследствие стресса или при нахождении ребёнка в незнакомой для него обстановке. Этому состоянию также характерно отсутствие сосредоточенности – больной не может зафиксировать внимание на чём-то одном, отвлекается. Такая гиперактивность зачастую уменьшается по мере взросления и проходит к 12-15 годам.
В редких случаях реакцией на заболевание будет уменьшение активности, отсутствие инициативности, желание большие находиться в уединении.
Смена поведения дополняется другими проблемами – такими, как плохой сон, трудное засыпание, снижение его суточной потребности. Помимо этого наблюдаются раздражительность, частые изменения в настроении, эмоциональная лабильность, импульсивность – ребёнок может в любую минуту начать проявлять агрессию, впасть в ярость.
Ниже приведён список 14 симптомов, которые могут свидетельствовать о болезни. Если у вашего ребёнка наблюдается минимум 8 признаков, значит, минимальная мозговая дисфункция у него присутствует. Симптомы:
Главные признаки наличия синдрома во время 1го года жизни называют малыми неврологическими симптомами. Они могут проявляться по-разному и зависят от возраста больного.
Симптомы болезни у грудничков – похожие на дистонию лёгкие нарушения в работе мышечного тонуса. Они довольно стойкие, хотя на активность движений не влияют. Могут возникать также слабовыраженные движения, совершаемые непроизвольно – гиперкинезы, миоклонии, тремор. Проявляются они нерегулярно и от эмоций больного не зависят. Может наблюдаться задержка в сенсорно-моторной работе – нарушается зрительная координация. Плохо развивается формирование манипулятивно-предметных действий, движений отдельных пальцев – это обычно становится заметно ближе к концу 1 года. Тогда наблюдается недостаточность захвата предмета пальцами. Может существовать задержка в развитии.
Все вышеописанные признаки частенько идут совместно с проблемами в работе черепно-мозговой иннервации, рефлекторной асимметрией. Могут развиваться и некоторые другие заболевания – вегетативно-висцеральные дисфункции, гипердинамия, гипертензионный синдром. Следует отметить, что минимальная мозговая дисфункция не оказывает постоянного влияния на развитие психики и моторики.
Молодым взрослым, которые в детстве получили диагноз минимальная мозговая дисфункция, были проведены обследования, показавшие, что даже при том, что большинство признаков неврологических расстройств с возрастом проходят, некоторые проблемы психологического и адаптационного характера остаются. Такие люди испытывают трудности в социальном взаимодействии, они ощущают себя несостоятельными, незрелыми, у них плохие учебные и трудовые навыки. Помимо этого у них наблюдаются такие симптомы:
Негативное воздействие на работу мозга может оказать и полученная травма – повреждение черепа. Если у вас такая ситуация, следует обратиться за помощью к остеопату и пройти курс лечения. Это позволит улучшить функционирование мозга – человеку станет проще переносить стрессы, улучшится память и внимательность, он будет лучше справляться с физической и интеллектуальной нагрузкой. Да и в целом самочувствие станет гораздо лучше.
Заметив у своего ребёнка такие признаки, как недостаток внимания, высокая возбудимость, быстрое утомление, проблемы в общении со сверстниками и родственниками, заторможенность мышления, отставание от других детей в развитии, как физическом, так и психологическом, отведите его к врачу. Скорее всего, у малыша проявляется минимальная мозговая дисфункция. Она может возникнуть из-за травмы позвоночника или сосудов рядом с ним при рождении, а также по вине органического нарушения в работе нервной системы.
В процессе обследования ребёнку в первую очередь делают МРТ мозга, чтобы определить, есть ли симптомы органического нарушения ткани мозга, какой-либо её недоразвитости, выявить наличие врождённых дефектов и очагов ишемии, которая могла быть перенесена при родах. Также этим способом выясняются врожденные варианты строения организма – позвоночника, черепа и и.д. Не стоит впадать в панику, если обследование выявит какие-то изменения в мозговой ткани – это может быть связано всего лишь с нарушением кровотока. Часто, при стабилизации и улучшении передвижения крови по мозговым сосудам, улучшается питание повреждённых областей и, как следствие общее состояние пациента.
Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка имеет немало последствий. Их список представлен ниже:
Взрослые могут страдать от социальной неадаптированности, следствием которой могут быть психические заболевания, алкоголизм, плохой профессиональный уровень, разводы, наркомания, постоянные смены рабочего места.
Лучше всего продиагностировать организм на наличие заболевания сможет врач-остеопат, который определит повреждённые места, после чего при помощи массажа наладит перемещение спинномозговой жидкости, вернёт позвоночнику правильную структуру, поставив на место все его позвонки. После нескольких таких массажных сеансов ребёнку станет намного лучше. К тому же, не придётся применять лечение медикаментами. Число сеансов определяется врачом после проведения обследования.
Диагностика может проводиться при помощи УЗИ допплерографии, энцефалогаммы, нейросонографии, сканирования состояния сосудов, рентгена, УЗИ шеи. При помощи этих аппаратов выполняется и курс лечения.
Прогноз не будет положительным, если не начать бороться с болезнью на начальном этапе. Проблемы начинают проявляться уже в 2-3 года, тогда же возникают и признаки отклонения. Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка неуправляемым. Он может быстро увлечься чем-то, и так же быстро забросить занятие, становится агрессивным, не может адаптироваться к смене окружающих условий. Прочие проявления: порывистые, резковатые движения, которые при этом довольно неловки; речевая функция развивается с задержками; ребёнок частенько падает, получает повреждения, ушибы.
Врачи берут у больного ребёнка кровь, и в её сыворотке при помощи иммуноферментативного анализа выявляют процент содержания глиального нейротрофического вещества. Если этот уровень превышает цифру в 17,98 пг/л, пациенту будет поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция.
Диагностировать дисфункцию можно и при помощи клинических признаков, которые отличают её от ещё одного схожего заболевания – ДЦП. Также по некоторым симптомам она схожа с детскими психическими болезнями, синдромами, появление которых происходит вследствие развития соматической патологии или иных болезней, связанных с работой головного мозга. Так как существует очень много разнообразных клинических симптомов проявления синдрома МДМ, поставить правильный диагноз можно только при использовании специальных исследовательских методов: РЭГ, КИТ, КТ и УЗИ мозга, ЭЭГ.
Когда получены результаты всех обследований, их соединяют с показателями анализов, данными, которые продемонстрировала клиническая ситуация, а также анамнезом, и заключениями таких врачей, как ортопед, окулист и психиатр. Комплекс собранной информации даст возможность поставить правильный диагноз, установив характер нарушения и его причину.
При подозрении на возможную травму в процессе родов или состояние гипоксии следует сделать спондилографию шейных позвонков. Это поможет определить сложность случившегося нарушения. В процессе процедуры делают 4 рентгена – сбоку, прямо, с запрокидыванием головы назад и наклоном её вперёд. Увидеть картину расположения позвонков очень важно, если у больного ярко проявляются признаки вегето-сосудистой дистонии, слюноотделение, синкопальные симптомы.
УЗИ допплерография – процедура даёт возможность узнать, в каком состоянии находится кровоток в голове и как происходит венозный отток от мозга. В процессе обследования выясняется, как сосуды мозга реагируют на задержку дыхания, повороты головы и пр.
Минимальная мозговая дисфункция требует также сонографической проверки мозга – она выявляет состояние сосудов, размеры мозговых желудочков, изучает мозговые ткани, извилины и борозды. Благодаря данному исследованию можно выяснить, есть ли у больного кровоизлияния и гидроцефалии в мозговой ткани, а также выявить, что стало причиной проблем с работой мозга.
ЭЭГ проясняет показатель биоэлектрической мозговой активности, демонстрирует происходящие в мозгу изменения. Электроэнцефалограмму выполняют при наличии любых намёков на судорожное состояние.
Дифференциальная диагностика при данном заболевании выполняется при наличии патологий, которые проявляются как вторичные признаки. Это такие проявления: нарушения в работе ЦНС и мозга, повреждения головы, инфекционные болезни (например, менингит), отравление парами свинца, церебральная гипоксия.
Методы коррекции и излечения заболевания в разных странах могут разниться, но при этом большинство квалифицированных специалистов сходятся во мнении, что минимальная мозговая дисфункция требует комплексного подхода. В этом случае применяются разные методики, сочетание которых подбирается индивидуально для каждого пациента.
Среди методик существует нейропсихологическая и педагогическая коррекция, психотерапевтический подход, способы модификации поведенческих реакций. Если подобная терапия не оказывает влияния на ход заболевания, применяют медикаментозное лечение. Среди лекарств, применяемых в процессе терапии, используют транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные вещества. В ходе исследований удалось установить, что наиболее эффективными средствами в борьбе с минимальной мозговой дисфункцией считаются амфетамины – риталин и амитриптилин (антидепрессант).
Лечение болезни может быть сопряжено с некоторыми осложнениями. В основном минимальная мозговая дисфункция лечится при помощи таких методов:
Двигательная активность, чтобы улучшить ловкость и координацию малыша.
Коррекция при помощи педагогических и психологических методик. Она включает в себя ограничение нахождения за компьютером и перед телевизором, детально проработанный режим дня, позитивное общение с ребёнком – побольше похвал и поощрений.
Лечение при помощи медикаментов. Самолечением заниматься нельзя, так как лекарства могут иметь побочные эффекты или противопоказания. Существует несколько групп лекарственных препаратов, лечащих мозговую дисфункцию: это ноотропные средства, стимуляторы ЦНС, трициклические антидепрессанты. При помощи такой терапии улучшается деятельность высших мозговых психических функций и нейромедиаторная работа.
Коррекция и лечение болезни зависят от того, каковы главные психоневрологические признаки, и каким образом они выражаются. Если у ребёнка наблюдается чрезмерная активность и импульсивность, следует принимать успокоительные – лекарства, содержащие кальций и бром, травяные настойки.
Минимальная мозговая дисфункция приводит к тому, что ребёнок может терять концентрацию к концу учебного дня или даже одного отдельно взятого урока. Таким детям рекомендуется принимать лекарства, которые способствуют повышению активности нервной системы, а также приём витамина В.
Если ММД сочетается с ещё одним заболеванием – гидроцефальным синдромом, у ребёнка могут начаться головные боли, появиться проблемы со сном, повыситься возбудимость, немного увеличиться общая температура тела. Для избавления от этих симптомов следует принимать препараты, уменьшающие внутричерепное давление. Если возникают проявления судорог, принимают противосудорожные лекарства.
Когда первичным признаком заболевания является торможение в развитии моторики и психики, помимо педагогической коррекции следует пройти курс лечения стимулирующими препаратами, которые повысят активность работы мозга.
Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи медикаментов, которые урегулируют циркуляцию жидкости в головном мозге, уменьшат частоту соматических проявления заболевания, увеличат скорость созревания высших функций в мозговых процессах. Среди используемых лекарств выделяют следующие.
Побочные действия: длительное применение снижает показатель лейкоцитов в крови; может возникать сухость во рту, агранулоцитоз, экстрапирамидные расстройства.
Противопоказания: нельзя принимать при аллергиях, невоспалительных проблемах с сетчаткой глаз, глаукоме.
Побочные эффекты: большая доза лекарства может вызвать тошноту, общую слабость, состояние сонливости. Также может возникать сухость во рту.
Побочные эффекты: иногда может возникать ощущение жара, диспепсические симптомы, скачки давления, проблемы со сном, но они проходят, если уменьшить дозировку.
Противопоказан при гиперчувствительности.
Любому человеку, даже здоровому, следует принимать витамины. Это укрепляет организм и защищает от различных заболеваний.
Уменьшить проявление симптомов заболевания с диагнозом минимальная мозговая дисфункция могут следующие витамины:
Лечение при помощи немедикаментозных методов может отлично дополнить этот способ коррекции. В отдельных случаях оно может выполняться и без обращения к лекарственным препаратам.
Когда выбор делают в пользу лечения при помощи физиотерапевтических методов, создаётся индивидуальный комплекс коррекционных методик. Он назначается в зависимости от проявления симптомов болезни, характера расстройства, наличия дополнительных болезней. Зачастую такой курс состоит из нескольких основных процедур – это мануальная терапия, направленная на восстановление позвоночника, массаж, дифференцированная кинезотерапия.
При диагнозе минимальная мозговая дисфункция очень эффективен массаж. Эта процедура способна содействовать появлению общих и местных реакций в организме больного. Она повышает число работающих сосудов, придавая ускорение лимфотоку и венозному/капиллярному кровотоку. Также массаж ускоряет обмен веществ и способствует улучшению иммунной деятельности организма.
Различные виды массажа, отличающиеся по длительности и силе воздействия, позволяют влиять на функционирование ЦНС, увеличивая скорость обменных процессов в тканях и увеличивать/снижать её возбудимость.
Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи некоторых травяных сборов. Большинство лечебных трав изготовляются по одному принципу:
Примерно 20г сухого измельчённого сырья (это могут быть листья, корни, побеги, цветы травы) заливают 100 мл спирта. По времени настаивать раствор нужно в зависимости от того, какова спиртовая концентрация. Если в основе находится водка, выдерживать его нужно примерно 15-20 суток, а если спирт 60-70% – будет достаточно 2х недель. В некоторых случаях срок настаивания нужно продлить – это зависит от вида сырья. Раствор хранится в плотно закрывающейся ёмкости тёмного стекла. Когда жидкость настоится, её нужно процедить или профильтровать.
Настойка, сделанная из пустырника, хорошо помогает при неврозах и плохом засыпании. Принимать нужно 3-4 раза ежедневно в течение месяца до еды. Дозировка: 30 капель.
Настойка пиона, которую принимают при проблемах с вегето-сосудистой системой и бессоннице. Курс продолжается в течение месяца по 30–40 капель/сут.
Валерьянка хорошо справляется с сильными нервами, улучшает процесс засыпания. Пить нужно ежедневно 20-30 капель перед едой (3-4 раза/сут.).
Сделанный из травяного сбора бальзам применяется в случае бессонницы – вымоченные в настойке тампоны прикладываются к затылку и вискам. Изготовляется следующим образом –берётся перечная мята, кориандр и листья мелиссы, и заливается 60-80% раствором спиртав пропорции 30г/100 мл. Получившуюся смесь нужно настаивать примерно 7–10 дней.
В случае диагноза минимальная мозговая дисфункция гомеопатические методы, народные средства и микстуры не оказывают положительного влияния на организм. Оперативное вмешательство также не проводится.
Профилактические методы необходимо проводить ещё в раннем возрасте, чтобы предотвратить формирование патологического стереотипа. Ребёнок, у которого выявили симптомы неврологических нарушений, должен быть поставлен на диспансерный учёт и регулярно проходить осмотр у невропатолога и прочих врачей (психолога, психиатра, логопеда). Это позволит выявить клинические признаки минимальной мозговой дисфункции и назначить лечение ещё до начала обучения в школе.
Минимальная мозговая дисфункция имеет большую соцзначимость, поэтому эта проблема нуждается в создании комплекса мероприятий, которые будут профилактикой пренатальной и перинатальной патологий НС. Даже школьников с компенсированными случаями заболевания нужно контролировать, чтобы своевременно пресечь возможные отклонения, которые в будущем могут стать причиной совершения антисоциальных поступков.
Помимо этого лечение также зависит от того, каким будет отношение к самому ребёнку. Оно должно быть последовательным и уравновешенным. Родственники больного должны понимать, что его поведение не зависит от его желаний, а поступки зачастую неумышленны. Такой ребёнок не может справиться со сложностями, так как таковы его личные особенности, а не из-за капризов и нежелания.
Прогноз протекания заболевания в основном положительный. Есть несколько вариантов развития ситуации:
Наилучший прогноз при диагнозе минимальная мозговая дисфункция имеют дети, имеющие высокий интеллектуальный уровень, а также получившие терпеливое и доброжелательное отношение к себе как в школе, так и дома. Если же уровень интеллекта средний или ниже, в подростковые годы может усилиться гиперактивность. При вступлении в конфликт с окружением может выявлять агрессивность.
Диагноз минимальная мозговая дисфункция зачастую выявляют только в процессе прохождения диспансеризации перед поступлением в школу или даже уже в 1м классе. Ребёнок приступает к учёбе, на нервную систему ложится большая нагрузка, вследствие чего признаки болезни начинают проявляться очень ярко. Симптомы могут быть различными – хорошо читая, ученик при этом будет писать очень неаккуратно и неразборчиво, или же наоборот, обладая хорошим почерком, читать сможет только по слогам. Также могут возникнуть проблемы с вниманием, запоминанием, устным подсчётом. У некоторых заболевание проявляется в том, что ребёнок путает, где верх, где низ, где право, где лево. Все подобные отклонения начинают проявляться только при подготовке к школе или начале непосредственно обучения. Но при должном внимании родители смогут выявить наличие проблемы ещё на самом раннем этапе.
Следует отметить, что больные дети совсем не уступают остальным по уровню интеллекта, они наоборот могут даже быть гораздо талантливее. Им просто тяжелее научиться и они нуждаются в особом отношении и подходе. Обвинения в невнимательности и ленивости здесь не помогут, нужно действовать терпеливо и с пониманием.
При подобном диагнозе инвалидность не назначается.
В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода . Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.
Другие названия - гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.
Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.
Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:
Важно! МРТ назначаются только по необходимости - громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.
Обязательный атрибут любой поликлиники - общий крови и мочи - в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).
Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.
В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.
Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.
Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:
Знаете ли вы? Если группа крови у ребенка не совпадает с «материнской» или «отцовской» - это отнюдь не повод для ревности. Дело в том, что это число может оказаться…их суммой! К примеру, у пары с группами I и II вполне реально появление крохи с третьей группой.
Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:
Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:
Важно! «Грузить» таких детей гантелями или штангами нельзя. Вместо этого лучше предпочесть совместный бег или велопрогулки (если возраст не позволяет, можно просто активно махать руками и ногами).
Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:
Знаете ли вы? Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы - у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.
К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.
Прогнозы довольно оптимистичны - до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.
Еще один частый вариант - болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.
«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции - большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).
Не забываем и о профилактике.
В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).
Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).
Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты - никаких «травок», только консультации специалистов.
Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!
ММД - минимальная мозговая дисфункция - нарушение в умственно-психической сфере у детей и взрослых. Это расстройство проявляется в неудовлетворительной способности к обучению, недоразвитых поведенческих навыках, неусидчивости во время учебы.
Данное отклонение имеет множество причин и может развиваться при наличии в анамнезе родовых травм, внутриутробной гипоксии, вирусных инфекциях матери при беременности. Не последнюю роль в развитии патологии играет воздействие токсичных веществ или радиоактивного излучения на плод. Мозговая дисфункция у взрослых также может иметь место.
Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей проявляется как в умственных и поведенческих расстройствах, так и в нарушениях работы внутренних органов. При врожденной дисфункции могут быть нарушены хватательный, сосательный рефлексы, что затрудняет процесс кормления.
У новорожденных иногда отмечается склонность к плаксивости. Крики сопровождаются синюшностью кожных покровов. При этом возможно появление судорог по типу эпилептического припадка. Врач при осмотре и прослушивании отмечает учащение дыхательных движений, сердцебиения, потливость.
Во время кормления малыш часто срыгивает, что связано с нарушением функции сфинктера между пищеводом и желудком. Работа нижних отделов пищеварительного тракта также расстроена, что проявляется неустойчивостью стула.
Минимальная мозговая дисфункция, симптомы которой включают неврологические нарушения в виде судорог, а также сбой в работе внутренних органов, включают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Нарушение пищеварения у детей вторично ведет к усугублению синдрома двигательной гиперактивности. Кишечная микрофлора выделяет сигнальные молекулы, всасывающиеся в кровоток и оказывающие влияние на мозговую деятельность.
Такие дети поздно приучаются к горшку, в раннем дошкольном возрасте страдают энурезом вследствие нарушения в центре мозгового контроля позывов. Обучение ходьбе, речи замедленно. При поступлении в школу детям тяжело сконцентрироваться на учебе, в частности, процессах письма, чтения, арифметики. Поведенческие реакции у таких детей нарушены, просьбы педагогов и воспитателей, приглашения к играм игнорируются.
Такие дети испытывают затруднения в учебе из-за того, что им тяжело усидеть на одном месте. Синдром гиперактивности мешает обучению и концентрации внимания. В то же время у детей нарушена работа нейромедиаторов нервной системы - дофамина и норадреналина.
Минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется не столько интеллектуальными нарушениями, сколько дефицитом внимания. Ребенок с синдромом гиперактивности проявляет неряшливость в повседневной жизни, а также невнимательность к замечаниям учителей и родителей. Неврологические нарушения и неуклюжесть являются последствием мозговой гипоксии. У ребенка наблюдается повышенная тревожность вплоть до нарушения сна. Иногда отмечается синдром беспокойных ног, не дающий уснуть.
Проводится исследование мозга и состояния сосудов ребенка при помощи:
Диагностикой двигательной гиперактивности и дефицита внимания занимаются совместно невропатологи и коррекционные педагоги. Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение которой включает определенные педагогические методики, требует индивидуального подхода.
Совет! Для гиперактивных детей необходимо подбирать подходящую для них форму физической нагрузки, которая будет компенсировать потребность ребенка в двигательной активности.
Такой способ траты энергии поможет детям с синдромом дефицита внимания лучше сосредотачиваться на умственной работе и процессах обучения. Занятия в спортивных секциях позволят проявить ребенку спортивный талант, а также улучшить координацию движений. Для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания подходят циклические виды спорта (бег, плавание, лыжи). Необходимо учитывать пожелания самого ребенка.
Малая мозговая дисфункция у детей требует лечения у психолога, невропатолога. Иногда для коррекции двигательной гиперактивности используют для снижения действия возбуждающих аминокислот глютамата и аспарагината на мозг: Пантогам, Пикамилон.
Для улучшения успеваемости и коррекции гиперактивного поведения используются антидепрессанты и противотревожные средства. Улучшают сон растительные препараты: пустырник, мелисса. Для терапии энуреза применяют аналоги гормона вазопрессина (Адиуретин).
Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой требует системного подхода, успешно поддается корректировке при помощи успокоительных препаратов, а также витаминотерапии. и судороги требуют назначения противосудорожных препаратов.
Дети с ММД вполне могут обучаться наравне со здоровыми детьми при надлежащей коррекции судорожного синдрома, а также при поддержании гигиены труда и отдыха, защите от умственного переутомления.