Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Экология здоровья: Церебрастения или церебрастенический синдром - состояние нервной системы, характеризующееся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности, нарушением внимания. Иначе говоря, церебрастения в дословном переводе - истощение головного мозга.
Церебрастения или церебрастенический синдром - состояние нервной системы, характеризующееся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности, нарушением внимания.
Иначе говоря, церебрастения в дословном переводе - истощение головного мозга. Нервная система человека устроена так, что израсходованные при активной деятельности запасы пополняются во время сна и отдыха. При церебрастении этот процесс сильно замедлен, и мозг «не успевает отдохнуть», следствием чего и являются патологические симптомы нервного истощения.
Болезнь может проявиться в любом возрасте, но все же чаще этот синдром диагностируется у детей, особенно у подростков. Возникновение и обострение связано с повышенными нагрузками и частыми стрессовыми ситуациями.
Основные причины церебрастенического синдрома следует искать в периоде внутриутробного развития и в процессе родов. Это и недостаток поступления кислорода и питательных веществ от матери к плоду, прием большого количества лекарств во время беременности, различные инфекции, родовые травмы и органические повреждения головного мозга малыша. У взрослых патология может развиться после перенесенной черепно-мозговой травмы, инсульта, оперативных вмешательств под общим наркозом с длительным пребыванием в условиях гипоксии, тяжелых болезней.
В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют следующие виды церебрастенического синдрома:
1. Астеногипердинамический:
2. Астеноадинамический или атеноапатический:
3. Астенодистимический или смешанный вариант, который сочетает в себе признаки других видов. При этом характерны частые смены настроения, быстрый переход от апатии к агрессии, плаксивость. Общие симптомы:
Церебрастения имеет свои периоды обострений и ремиссий, во время которых симптомы могут либо вообще исчезать, либо присутствовать на минимальном уровне. У части больных ремиссий как таковых не наблюдается, и они чувствуют симптомы истощения нервной системы постоянно. Обострения четко связаны с наличием провоцирующих факторов - изменение привычного распорядка дня, недосыпание, стрессы, повышенные умственные и физические нагрузки, вредные привычки.
Поскольку полностью устранить непосредственную причину церебрастении практически невозможно, нужно стремиться минимизировать последствия произошедшей мозговой катастрофы путем повышения устойчивости нервных клеток и пополнения их энергетических запасов.
Для этого применяются:
В зависимости от наличия тех или иных проявлений назначают симптоматическую терапию - анальгетики, успокаивающие, психостимуляторы, противорвотные. Но никакие лекарства не помогут, если человек не устранит факторы, которые вызывают обострение церебрастенического синдрома.
Для предотвращения этих факторов необходимо:
Прогноз при церебрастении в основном благоприятный. У большинства детей при правильно подобранной терапии и соблюдении режима труда и отдыха, по мере взросления проявления становятся все менее и менее выраженными и могут исчезнуть вообще.
При серьезных повреждениях головного мозга или при неправильном лечении высока вероятность развития тяжелой психической патологии. В этом случае может быть назначена инвалидность I, II либо III группы в зависимости от выраженности симптомов и способности заниматься трудовой деятельностью.
Это Вам будет интересно:
Сам по себе диагноз церебрастения не является основанием для освобождения от воинской службы. Здесь имеет значение причина, вызвавшая болезнь и присутствующие на данный момент физические и психические проявления. Если, например, была тяжелая черепно-мозговая либо родовая травма, есть изменения при проведенных обследованиях (МРТ головного мозга, тестирование у психиатра), вопрос о годности к службе решается индивидуально.
опубликованоУмственная работоспособность и факторы, ее определяющие
Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.
Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.
Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.
Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.
Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.
При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.
Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.
Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.
Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.
К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:
Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;
Общая и специальная эрудиция;
Личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;
Уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;
Ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;
Настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении
рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается
и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой
работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного
утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере
зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных
систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и
систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная
работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится
стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая
работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и
субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять
активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.
Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.
Механизмы возникновения и признаки умственного утомления
Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.
Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.
Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).
К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее.
Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;
Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;
Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;
Ощущение недостатка времени;
Торопливая еда;
Условия проживания и межличностные отношения;
Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.
Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).
Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)
Объект наблюдения |
Утомление |
||
Незначительное | Значительное | Резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют |
Поза | Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка) |
К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.
В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.
Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.
Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.
Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)
Симптом |
Степень переутомления |
|||
I- начинающееся |
II - легкое | III - выраженное | IV - тяжелое | |
Снижение ра-ботоспособности | Заметное | Выраженное | Резкое | |
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке | При облегченной нагрузке | Без видимой нагрузки |
Компенсация понижения работоспособности волевым путем |
Не требуется |
Полностью | Не полностью | Незначительно |
Эмоциональные сдвиги | Временное снижение интереса к работе | Временами неустойчивость настроения | Раздражительность | Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройства сна |
Трудно засыпать и просыпаться |
Труднее засыпать, просыпаться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Трудно сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания и памяти | |
Вегетативные сдвиги |
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове | Временами головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря апптетита |
Профилактические мероприятия |
Упорядочение отдыха, физическая культура |
Отдых, физическая культура | Организованный отдых, предоставление отпуска | Лечение |
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).
Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.
Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.
Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:
Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;
Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;
Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и
активизации восстановительных процессов. Дополнительными средствами
восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж
и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ
(витаминов).
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.
Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.
Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:
1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.
2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.
3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.
4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.
5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.
6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.
7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.
Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).
Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):
1-е упражнение - потягивание.
2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.
3-е упражнение - на координацию движений.
Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.
Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.
При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят фактическом наступлении состояния утомления у человека. В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.
Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При умственной деятельности усталость бывает выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса к работе. Однако здесь больше опасностей к развитию чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении подобные симптомы принимают стойкий характер. В случае легкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжелая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты, может развиться заболевание. Следовательно, утомление целесообразно считать нормальным состоянием организма, а переутомление -пограничным состоянием между здоровьем и болезнью.
Парадокс заключается в том, что и отсутствие физической деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает своеобразное утомление уже от детренированности мышц. К тому же нервная система, лишенная поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Все это означает, что человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок.
Нередко общая усталость появляется при отсутствии утомления. На первый взгляд это может показаться странным. Однако память практически каждому из читателей может подсказать подобные ситуации. Возьмем, к примеру, школьников. Они часто жалуются, что быстро устают в классе. Специалисты установили, что это далеко не всегда связано с истинным утомлением. Гигиенисты пишут об особой форме школьной усталости. Она развивается зимой в душных классах со спертым, "мертвым" воздухом. Достаточно посидеть в таком помещении полчаса - час, и возникают сонливость, вялость, плохое настроение. Собственно утомления здесь нет, его вызывает только работа. При заболевании нервной системы усталость иногда становится хронической. Врачи тогда говорят об астеническом состоянии. Утомления здесь тоже нет.
Еще одна особенность - при легкой, но однообразной деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же оно имеет, как правило, локальный характер. Устают только отдельные работающие органы, обычно руки, спина, зрение или слух. Это связано с особенностями монотонной работы, вызывающей повышенное нервно-психическое напряжение. Имеют значение и особенности психики человека. Общительные люди, стремящиеся к активному контакту с внешним миром (экстраверты), особо чувствительны к монотонии. Замкнутые люди, углубленные в свои внутренние переживания, меньше подвержены ее действию. Причины локальной усталости лежат в утомлении нервных центров. Она развивается значительно раньше, чем периферическое утомление мышц. Чем тяжелее работа, тем большее значение приобретает периферический компонент.
С позиций физиологии утомление - это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ. Чувствуем ли мы это? Конечно. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов, а их активное пополнение еще не началось. Как только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга и работать становится легче -открывается "второе дыхание". Это - стадия компенсируемого утомления. Если же нагрузка продолжается, то чувство усталости нарастает, "третье дыхание" не возникает, и работа выполняется за счет силы воли. Это -стадия некомпенсированного утомления.
Воля контролируется корой больших полушарий, в которой развивается охранительное торможение. Оно защищает мозг от избыточного количества сигналов от рабочих органов и предохраняет его от повреждения. Чрезмерная работа приводит к стадии парабиотического торможения в коре больших полушарий. Тогда уже не срабатывает и воля - человек вынужден прекратить работу.
Таким образом, повышение работоспособности и ускорение роста производительности труда должны быть связаны не только с его облегчением, но и умением человека получать радость от деятельности, активно преодолевать утомление, включать свои резервы.
Переутомление – проблема, знакомая многим не понаслышке. Причиной ее могут быть как физические, так и умственные перегрузки. Иногда быстрое переутомление у ребенка или взрослого является симптомом заболеваний эндокринной или нервной системы, нуждающихся в лечении. Часто усталость бывает следствием нездорового образа жизни, несбалансированного питания, расстройства сна. В данной статье речь пойдет о признаках переутомления и методах снятия его.
Симптомы переутомления у ребенка и взрослого зависят от вида и интенсивности усталости. Общие признаки усталости:
При эмоциональном утомлении у человека возникают следующие изменения:
Физическая усталость характеризуется следующими симптомами:
Интеллектуальная усталость:
Усталость, как правило, вызвана эмоциональными, умственными и физическими нагрузками, которые человек получает на работе, в спортзале или дома. Эмоциональное перенапряжение возникает при ссорах с начальством и рабочим коллективом, членами семьи, жизненных проблемах, требующих немедленного решения.
Умственные нагрузки возникают у взрослых на работе, а у детей в школе. Физическое напряжение часто называют перетренировкой. Все эти виды перенапряжения являются стрессом для организма человека. Однако самое мощное из них – эмоциональное.
Вызвано, как правило, долгим эмоциональным стрессом. Синоним эмоционального выгорания – неврастения. Несмотря на то что повреждения не получены, организм реагирует на психологический стресс так же, как и в ответ на наличие на теле ран, кровотечений. В кровь выделяются гормоны коры надпочечников – адреналин и кортизол. Эти вещества:
Поэтому при длительном эмоциональном стрессе страдает кровоснабжение всех органов и систем организма. Постоянно суженные сосуды нарушают микроциркуляцию в тканях эндокринных желез, таких как щитовидная и поджелудочная (смешанной секреции) железы. При этом часто снижается выработка тиреоидных гормонов – тироксина и трийодтиронина, которые регулируют обмен веществ. Страдают и надпочечники.
В результате длительного эмоционального выгорания происходит:
Интеллектуальные нагрузки на работе или в учебном учреждении также могут приводить к усталости. Особенно если они неприятны человеку. При этом снижается уровень допамина, что влечет за собой падение работоспособности. Уровень глюкозы в крови также может упасть, что снизит производительность головного мозга.
При физических нагрузках причиной перенапряжения чаще всего служит снижение уровня сахара в крови, а также истощение в мышцах запасов гликогена. Перетренировку объясняют повреждением сосудов мускулов.
Многих интересует ответ на вопрос: «Как избавиться от переутомления?» Есть несколько способов снять напряжение:
Все о , причины, лечение патологической повышенной сонливости.
Полезно узнать, : что можно сделать, чтобы пережить весну без ущерба для здоровья.
: причины, как проявляет себя патология.
Как лечить переутомление, если оно хроническое? Бороться с ним помогут адаптогены – лимонник, родиола, женьшень, витаминно-минеральные комплексы. От астении применяют препарат Ладастен.
Сон также важен для восстановления ресурсов: как физических, так и психологических, умственных. Причем важно не только количество часов, но и качество отдыха, присутствие достаточной доли медленной, быстрой фазы сна. Применение только усугубит ситуацию.
Снять напряжение легко. Однако если оно хроническое, то следует подробно разобраться в ее причинах. Возможно, употребляемые продукты содержат мало полезных, много вредных веществ. Причина может крыться в плохом сне, эндокринных заболеваниях.
Обновление: Декабрь 2018
Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.
Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.
Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.
В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.
Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!
Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.
Развивается постепенно. Сначала возникает легкая усталость, неинтенсивный болевой синдром в мышцах. Симптомы остаются незамеченными, человек продолжает физический труд или занятия спортом, не снижает нагрузку, что приводит к разгару физического переутомления.
Симптомы физического переутомления:
Симптомы переутомления проявляются на работе. Полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности не получается.
Доступные средства и методы, ускоряющие восстановление при переутомлении.
Древнерусский способ устранить усталость, восстановиться после тяжелого физического труда, повысить работоспособность, укрепить иммунитет. Кратность – 1-2 раза в неделю, после сеанса – массаж. Нельзя посещать баню сразу после нагрузки, при плохом самочувствии, острых заболеваниях и ряде других противопоказаний.
Вода помогает «смыть» усталость и тяжелое бремя прожитого дня.
Если совсем нет времени ходить на лечебные ванны, поможет обычный душ:
Универсальная процедура, положительно действующая на центральную и периферийную нервную систему, сердце, сосуды, пищеварение, обмен веществ. Продолжительность массажа: 10 минут на каждую ногу, 10 минут на спину и шею, 10 минут на верхние конечности, 10 минут область живота и грудь.
Что делать, если времени на все эти процедуры нет?
Часто трактуется, как обычная усталость. Люди берут отпуск, уезжают на море, но состояние не улучшается. К состоянию приводит:
Симптомы:
Первичные | Вторичные |
Периодические головные боли без причин | Ухудшение памяти, рассеяность |
Ощущение усталости даже после сна | Болезненность подмышечных и шейных лимфорузлов |
Бледный, серый цвет лица | Повышение температуры тела |
Синюшные пятна под глазами | Депрессия, изменение настроения |
Колебания артериального давления | Боли в животе |
Покраснение склер глаз (основной симптом переутомления от компьютера) | Ухудшение аппетита, снижение веса |
Проблемы с засыпанием | Бессонница, потливость по ночам |
Усугубление состояние сопровождается рвотой, тошнотой, выраженной раздражительностью, нервозностью, потерей концентрации внимания, нарушением памяти. Отмечаются частые ОРЗ и ОРВИ.
Выделяют 3 стадии развития умственного переутомления:
2 и 3 стадии переутомления требуют лечения.
Главный принцип лечения — снижение нагрузок всех видов, приведших к состоянию. Как восстановиться от умственного переутомления?
При развитии первых признаков умственного переутомления не надо ждать прогрессии. Возьмите небольшой отпуск на 2-5 дней, смените вид деятельности, займитесь активным отдыхом, аутотренингом. Подходят и другие способы расслабления: теплая ванна, йога, отдых на природе. Откажитесь от кофе, алкоголя, нормализуйте режим бодрствования и отдыха, полноценно питайтесь. Важно наладить половую жизнь.
Нельзя назначать себе лекарственное лечение: это может ухудшить состояние, т.к. при умственном переутомлении медикаментозная терапия не показана. Лекарственные средства назначаются в тяжелых случаях, при развитии выраженной депрессии, невроза.
Стрессы, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции не проходят бесследно для организма и приводят к нервному переутомлению. Первые симптомы нервного переутомления:
Человек становится нетерпеливым, раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Падает самооценка, возникают нарушения в сексуальной сфере, ухудшается память, настроение стабильно угнетенное.
В течении нервного переутомления выделяют три стадии:
Лечение аналогично умственному переутомлению. Важно исключить факторы, которые привели к состоянию.
Это опасное состояние приводит к проблемам со здоровьем. Переутомлению чаще всего предшествует резкое утомление. Причины:
Первые симптомы переутомления у детей не выражены, что усложняет диагностику. Следует обратить внимание на:
Выделяют три стадии переутомления у детей (классификация по Косилову С.Л.):
Незначительное | Выраженное | Резкое | |
Интерес к материалу | Живой интерес, дети задают вопросы | Слабый. Дети не задают уточняющие вопросы | Апатия, полное отсутствие интереса |
Внимание | Редко отвлекаются | Рассеянное. Дети часто отвлекаются | Слабое. Реакция на новый материал отсутствует |
Поза | Непостоянная. Характерны потягивание ног и выпрямление туловища | Дети часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, подпирают ее руками | Дети постоянно хотят вытянуться, откинуться на спинку стула |
Движения | Точные | Замедленные, неуверенные | Суетливые, нарушена мелкая моторика, почерк |
Кроме вышеперечисленного, характерны общие признаки усталости: бессонница, сонливость в дневное время, плохой аппетит, раздражительность, капризность, беспричинные страхи, слабость и головные боли. Дети теряют интерес к учебе, отстают. Часто присоединяются психоэмоциональные нарушениях: неприятная мимика, кривляние, передразнивание окружающих, агрессия. Очевидные симптомы переутомления у подростков: начинают огрызаться, грубить, игнорируют замечания, просьбы взрослых.
Если своевременно не начать корректировать это состояние, все может перейти в невроз, вегетососудистую дистонию, бессонницу. Нужен комплексный подход, лучше обратиться к педиатру и психологу, которые назначат сеансы аутотренингов, психотерапии, массажа, витаминные препараты. Параллельно следует:
Переутомление – не болезнь, но подход одинаков: его проще предупредить, чем потом корректировать. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете оставаться активным в течение года, а для восстановления сил будет достаточно трудового отпуска.
Тщательно продумывайте отдых. Хочется успеть все и сразу. Но если выпадает 3-4 выходных, лучше выехать за город с семьей, отдохнуть на природе, нежели уезжать за границу за новыми впечатлениями.
Родители должны обеспечить:
Зная симптомы переутомления, современные подходы к лечению и профилактике, легко предупредить переход пограничного состояния в заболевание. Если не лечить, острое состояние перейдет в хроническое переутомление – нервное или физическое истощение, симптомы которого более серьезны. Возникают осложнения социального характера, проблемы со здоровьем, коммуникацией. Сильно страдает качество жизни, возможны длительные серьезные заболевания.
Относитесь к переутомлению серьезно – это не просто усталость, а затянувшееся патологическое состояние, которое может привести к болезни. Соблюдайте режим дня, чередуйте периоды активности и отдыха, избегайте переработок и перегрузок.